Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 квартала 2020 года

15.06.2020 г.

С 25 мая по 11 июня 2020 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 квартала 2020 года.

По ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию МО город Краснодар.

Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по итогам 1 квартала 2020 года в числе прочего выявило следующее:

1. Исполнение бюджета МО город Краснодар за 1 квартал 2020 года по основным характеристикам составило:

- по доходам – 18,4% к уточненным плановым назначениям (6 190 966,9 тыс. рублей);

- по расходам – 16,9% к уточненным плановым назначениям (5 985 973,5 тыс. рублей);

- фактически сложился профицит местного бюджета в объеме 204 993,4 тыс. рублей при уточненном плановом дефиците (1 788 376,0 тыс. рублей).

2. Объемы доходов и расходов местного бюджета увеличены на 1,7% и 7,1% соответственно к первоначальным плановым назначениям, объем дефицита значительно увеличен – в 1 336 раз.

3. Доходы местного бюджета исполнены:

– по налоговым доходам – 3 293 873,3 тыс. рублей (20,5% от уточненного плана);

– по неналоговым доходам – 408 178,2 тыс. рублей (26,7%);

– по безвозмездным поступлениям – 2 488 915,4 тыс. рублей (15,6%).

Высокий уровень исполнения бюджетных назначений отмечается по штрафам (58,9%), доходам от платных услуг (41,3%), ЕСХН (37,1%) и доходам от продажи активов (34,2%).

Низкий уровень исполнения имеют плата за негативное воздействие (1,3%), арендная плата за федеральные земли (12,6%), доходы от парковок (16,7%), налог на имущество организаций (17,3%).

4. По результатам анализа исполнения доходов бюджета на дату подготовки настоящего заключения установлено, что в связи с ухудшением экономической ситуации, вызванной введением ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции и утвержденным комплексом мер поддержки, по оценке главных администраторов доходов и Департамента финансов годовые плановые назначения по налоговым и неналоговым доходам могут быть не выполнены в целом на сумму до 2 541 704,7 тыс. рублей или на 14,4%, в связи с чем имеются основания для:

- уменьшения плановых назначений по 10 видам налоговых доходов на общую сумму не менее 1 880 000,0 тыс. рублей;

- уменьшения плановых назначений по 8 видам неналоговых доходов на общую сумму не менее 301 700,0 тыс. рублей;

-  установления плановых назначений по доходам по плате по соглашениям об установлении сервитута в объеме не менее 5 000,0 тыс. рублей.

5. В рамках исполнения Программы приватизации реализован 1 объект из 10.

Объем доходов, запланированных в Программе приватизации (не менее 20 000,0 тыс. рублей), не соответствует начальной цене, утвержденной по всем объектам, включенным в программу (18 246,6 тыс. рублей).

6. Местный бюджет за I квартал 2020 года исполнен с профицитом в 204 993,4 тыс. рублей при уточненном дефиците в объеме 1 788 376,0 тыс. рублей.

Основной причиной сложившегося профицита является отставание уровня исполнения расходов (16,9%) от исполнения доходов (18,4%). 

7. Муниципальный долг на 01.04.2020:

составил 8 065 000,0 тыс. рублей, снизившись с начала 2020 года на 14,0% (- 1 317 822,1 тыс. рублей);

в структуре долга преобладает доля бюджетных кредитов (60,4%), что свидетельствует об укреплении стабильности местного бюджета.

Расходы на обслуживание муниципального долга составили 73 682,5 тыс. рублей или 14,1% от утвержденного объема (522 300,0 тыс. рублей) и по сравнению с соответствующим периодом 2019 года снизились на 52,7% (-82 187,8 тыс. рублей).

Снижение обусловлено эффективностью принятых мер по оптимизации структуры долга и рефинансированием ранее принятых обязательств рыночными заимствованиями с более низкой процентной ставкой.

8. Исполнение расходной части местного бюджета составило 5 985 973,4 тыс. рублей или 16,9% от уточнённого плана, в том числе за счёт средств вышестоящих бюджетов – 2 462 323,0 тыс. рублей (15,4% от плана), местного бюджета – 3 523 650,4 тыс. рублей (18,2%).

Первоначально объём расходов на 2020 год утвержден в сумме 33 014 950,1 тыс. рублей, в том числе за счет безвозмездных поступлений от вышестоящих бюджетов - 15 425 317,1 тыс. рублей. Уточненный план по расходам – 35 352 504,4 тыс. рублей, в том числе средства вышестоящих бюджетов – 15 976 353,6 тыс. рублей.

Прирост бюджетных ассигнований составил 2 343 454,3 тыс. рублей, из них за счёт увеличения источников погашения дефицита местного бюджета – на 1 787 037,5 тыс. рублей (76,3% от общей суммы прироста), увеличения безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ – на 556 936,5 тыс. рублей (23,8 %).

9. В МО город Краснодар реализуются мероприятия 5 Национальных проектов, утвержденных Указом Президента РФ №204. В реализации участвуют 6 ГРБС (Департамент строительства, ДМС и ГЗ, Департамент образования, Департамент транспорта, ДГХ и ТЭК, Управление культуры) в рамках 5 муниципальных программ. В соответствии с Решением о местном бюджете на финансирование данных мероприятий предусмотрены средства в сумме 3 685 543,3 тыс. рублей.

В рамках реализации проектов между администрацией МО город Краснодар и профильными министерствами Краснодарского края заключено 10 соглашений о выделении субсидий на общую сумму 3 685 077,3 тыс. рублей (средства федерального бюджета – 1 880 732,4 тыс. рублей, краевого – 1 562 575,8 тыс. рублей, местного – 241 769,1 тыс. рублей).

Кассовое исполнение расходов составило 533 871,0 тыс. рублей – в части реализации мероприятий федерального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Кассовое исполнение по остальным (4-м из 5-ти) национальным проектам не осуществлялось.

10. Расходная часть местного бюджета сформирована на основе 24 муниципальных программ. Уточнённые показатели СБР на их реализацию составляют 32 700 131,1 тыс. рублей, из них наибольшие:

- «Развитие образования» - 14 915 127,1 тыс. рублей;

- «Развитие транспортной системы» - 4 458 472,9 тыс. рублей;

- «Комплексное развитие в сфере строительства» - 4 266 686,0 тыс. рублей;

- «Комплексное развитие в сфере жилищно-коммунального хозяйства» - 2 939 546,7 тыс. рублей.

В нарушение требований ст.179 БК РФ и п.16 Порядка разработки муниципальных программ на 01.04.2020 объемы финансирования 2-х муниципальных программ (по Паспортам) не приведены в соответствие с Решением о местном бюджете («Комплексное развитие в сфере жилищно-коммунального хозяйства», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»).

По 6-ти программам отчёты об исполнении финансирования муниципальных программ содержат недостоверные сведения, арифметические ошибки. По 1 программе в 1 квартале 2020 года внесены изменения, относящиеся к истекшему периоду.

Выборочной проверкой формирования и исполнения муниципальных программ установлены отдельные нарушения и недостатки.

11. Расходы на реализацию непрограммных направлений деятельности предусмотрены в сумме 2 658 273,2 тыс. рублей (7,5% от общего объёма расходов бюджета). Исполнение расходов составило 464 775,8 тыс. рублей или 17,5 % от уточнённого плана.

12. Совокупный годовой объём закупок за счет бюджетных источников запланирован в сумме 16 645 425,0 тыс. рублей. Наблюдается более высокий темп осуществления закупок, чем в аналогичном периоде 2019 года. Существенная доля контрактов заключена в результате конкурентных процедур, в том числе способом аукциона в электронной форме – 72,0%.

В МКУ «УКХиБ» установлены запланированные закупки на общую сумму, провизорно, 126 547,1 тыс. рублей, которые, по пояснениям ДГХ и ТЭК, не будут осуществлены в 2020 году.

У администраций внутригородских округов сохраняется недостаточное качество планирования закупок товаров, работ, услуг и низкие темпы их осуществления. Так, на 01.04.2020 в среднем начаты процедуры по закупкам в размере менее 50% от СГОЗ.

С учетом норм п.16 ст. 3, ст. 18, 21 Закона № 44-ФЗ несоответствие СГОЗ и объемов закупок в планах-графиках свидетельствует об отсутствии обоснования не включенных в них закупок, и предположительно, об отсутствии у заказчика потребности в их осуществлении.

На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) по итогам 1 квартала 2020 года, Контрольно-счетной палатой МО город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций, в том числе:

1. Департаменту финансов:

1.1. Принять меры к обеспечению реалистичности плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам, рассмотрев возможность их корректировки в сторону уменьшения на сумму не менее 2 181 700,0 тыс. рублей.

1.2. Установить годовые плановые назначения по плате по соглашениям об установлении сервитута в объеме не менее 5 000,0 тыс. рублей.

2. ДМС и ГЗ:

Оценить реалистичность планируемого объема доходов согласно Программы приватизации на 2020 год с учетом результатов оценки объектов и проведенных торгов.

3. Координаторам муниципальных программ:

3.1. ДГХ и ТЭК («Комплексное развитие в сфере ЖКХ», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности») при исполнении местного бюджета обеспечить выполнение п.2 ст.179 БК РФ, п.13 Порядка разработки муниципальных программ, п.33 Решения о местном бюджете в части приведения муниципальных программ в соответствие с Решением о местном бюджете. 

3.2. Управлению по физической культуре («Развитие физической культуры и спорта»), ДГХ и ТЭК («Комплексное развитие муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства»), Управлению инвестиций («Формирование инвестиционной привлекательности»), Департаменту строительства («Комплексное развитие муниципального образования в сфере строительства»), Департаменту транспорта («Развитие транспортной системы»), Управлению по жилищным вопросам («Расселение аварийного фонда») обеспечить достоверность отчетности о финансировании муниципальных программ.

3.3. Департаменту образования («Развитие образования») обеспечить реалистичность плановых значений целевых показателей муниципальной программы, обеспечив увязку с расходами по соответствующим программным мероприятиям.

3.4. Управлению культуры («Развитие культуры») актуализировать список исполнителей, реализующих мероприятия программы.

3.5.  Управлению по социальным вопросам («Социальная поддержка граждан») оценить риски неосвоения Департаментом строительства бюджетных ассигнований, выделенных на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных на закупку жилых помещений у застройщиков, рассмотреть вопрос о перераспределении бюджетных ассигнований на указанные цели ДМС и ГЗ в соответствии с его полномочиями.

3.6. ДГХ и ТЭК совместно с Департаментом финансов:

3.6.1. В части расходов муниципальной программы «Комплексное развитие в сфере жилищно-коммунального хозяйства» сократить бюджетные ассигнования в общей сумме 126 547,1 тыс. рублей (провизорно), предусмотренные на мероприятия, не планируемые к проведению в 2020 году.

3.6.2. В части расходов муниципальной программы «Формирование современной городской среды» сократить избыточно предусмотренные бюджетные ассигнования в сумме 50 012,5 тыс. рублей.

3.7. Департаменту транспорта («Развитие транспортной системы»):

3.7.1. Расходы на дорожную деятельность (в части реализации мероприятий по выполнению наказов избирателей) производить в соответствии со ст. 179.4 БК РФ, п.2 Порядка формирования и использования Дорожного фонда;

3.7.2. Принять меры по наделению лимитами бюджетных обязательств 2020 года действующих бюджетных обязательств в общей сумме 213 685,0 тыс. рублей (заключенные до 01.01.2020 года и не исполненные в установленные сроки контракты в рамках заключенных соглашений о предоставлении в 2019 году субсидий из краевого бюджета);

3.7.3. Совместно с ДГХ и ТЭК и Департаментом финансов планирование, доведение бюджетных ассигнований и расходование средств на содержание автомобильных дорог в чистоте и порядке производить в соответствии со ст. 179.4 Бюджетного Кодекса РФ, Порядком формирования и расходования Дорожного фонда, в пределах поступлений доходов – источников Дорожного фонда.

В целях обеспечения потребности на расходы в области дорожной деятельности бюджетными ассигнованиями в достаточном объеме инициировать вопрос увеличения доходных источников, в том числе нормативов отчислений от доходов, формирующих Дорожный фонд.

4. Муниципальным заказчикам (Администрациям внутригородских округов, МКУ «УКХиБ») принять меры к повышению качества планирования расходов на закупки, своевременности закупок, обеспечить контроль за выполнением подрядчиками условий контрактов.

5. Департаменту финансов, учитывая ожидаемое снижение доходной части местного бюджета, провести анализ на предмет установления возможности сокращения ассигнований на закупки, не включенные в планы-графики, а также на закупки, не являющиеся первоочередными, и внести соответствующие предложения главе МО город Краснодар и ГРБС.

 

 

Вернуться к списку